Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена нарастающим интересом к проблеме профилактики девиантного поведения в неблагополучных семьях. Это связано с тем, что все большее количество подростков подвержено девиантному поведению, проявляющемуся в различных формах негативной направленности.
Процессы разрушения родительской семьи, существенными изменениями традиционных отношений в процессе воспитания несовершеннолетних. Противоречия между духовными и материальными потребностями детей и реальными возможностями их удовлетворения создают предпосылки для поведенческих девиаций.
Девиантное поведение в неблагополучных семьях– распространённый феномен, сопровождающий процесс социализации, который возрастает на протяжении подросткового возраста и снижается после 18 лет. Девиантное поведение – это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкреплённый мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий.
Проблема профилактики девиантного поведения несовершеннолетних является особо актуальной, так как некоторые формы девиаций оказывают на подростков более пагубное воздействие в сравнении с другими возрастными группами.
Любое негативное проявление девиантного поведения несет в себе риск, как для самого подростка, так и для общества в целом. Именно поэтому выявление девиантного поведения несовершеннолетних и предотвращение его является важным направлением деятельности. Главная задача профилактики девиантного поведения - не допустить первого опыта правонарушений и снизить, таким образом, уровень подростковой преступности.
Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних в неблагополучных семьях, несомненно, является очень важным направлением деятельности с подростками, так как именно молодое поколение определяет развитие общества.
Объект исследования - девиантное поведение несовершеннолетних в неблагополучных семьях.
Предмет исследования - организация социальной работы по предотвращению девиантного поведения несовершеннолетних в неблагополучных семьях на примере ГБУ ЦПСиД "Семья".
Цель исследования - проанализировать особенности социальной работы по предотвращению девиантного поведения несовершеннолетних в неблагополучных семьях.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
- определить сущность и специфику девиантного поведения несовершеннолетних в неблагополучных семьях;
- ёёёёохарактеризовать опыт практической деятельности по предотвращению девиантного поведения несовершеннолетних в неблагополучных семьях;
- разработать социальный проект, направлений на совершенствование деятельности по предотвращению девиантного поведения несовершеннолетних в неблагополучных семьях.
Теоретико-методологическую основу исследования составили подходы к пониманию девиантного поведения в неблагополучных семьях, его причин, классификации, представленные в трудах различных российских и зарубежных авторов.
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования, методы общетеоретического исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ
1.1. Основные подходы к объяснению девиантного поведения несовершеннолетних
В настоящее время понятие девиантного поведения имеет разнообразные формы трактовки, поскольку само девиантное поведение связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий. Например, В. Н. Кудрявцева рассматривает девиантное поведение как «социальное отклонение, как отступление от существующих норм их нарушения», то есть ненормальное поведение с точки зрения нормативно значимого фактора.
Девиантное поведение, по определению Я.И. Гилинского - это «социальное явление, не соответствующее официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям».
По мнению Л. Б. Шнейдера отклоняющееся поведение — это «система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам» .
На наш взгляд наиболее полно понятие «девиантное поведение» раскрывает Е.В. Змановская, которая определяет это понятие «как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией».
Вышеуказанное определение позволяет выделить специфические особенности отклоняющегося поведения, а именно:
− отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам;
− девиантное поведение и личность, его проявления вызывают отрицательную оценку со стороны других людей;
− оно проносит вред самой личности или окружающим людям;
− девиантное поведение сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.
Рассмотрев несколько подходов к пониманию понятия девиантного поведения, мы можем прийти к собственному заключению о том, что девиантное поведение является совокупностью поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания человека, а именно когда действия индивида, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.
В отечественной литературе проблемами детей с девиантным поведением занимаются многие исследователи, такие как С. В. Дармодехин, П. Д. Павленок, Е. И. Холостова, которые отмечают, что «девиантное поведение, понятие социально-психологическое, это нарушения поведения, не обусловленные нервно-психическими заболеваниями» .
Подробно рассмотрев несколько подходов к понятию девиантного поведения, мы можем выделить причины девиаций несовершеннолетних:
1. Социальное неравенство является основой девиантного поведения, которое выражается в низком и бедном уровне жизни населения, при попытках самореализации несовершеннолених, получения общественного признания, невозможности социально приемлемыми способами получения высокого заработка.
2. Морально-этический фактор выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. В условиях экономической жизни общества, когда все покупается и продается, торговля рабочей силой, способностями и даже телом становится рядовым событием. Морально-этическая деградация и падение нравов находят выражение в массовой алкоголизации и бродяжничестве, распространении наркомании и «продажной любви».
3. «Окружающая среда, которая нейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты – алкоголики, наркоманы, проститутки – в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей. В такой среде имеется свое представление о нормах поведения, свои авторитеты и приоритеты».
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребёнка является неблагополучие семьи.
Следует выделить определённые стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:
1. дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребёнка, гиперопеку, а с другой - провоцирование ребёнка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи - одни правила поведения, для общества - совершенно другие;
2. нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
3. асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия.
Фрагмент для ознакомления
3
потребление наркотических и токсических веществ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/
2. Семейный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон № 223-ФЗ от 29.12.1995 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
3. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации / Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24071998-n-124-fz-ob/
4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24061999- n-120-fz-ob/
5. Дзержинская, Л. Б. Новый взгляд на проблему формирования потребности в организованной досуговой деятельности у подростков с девиантным поведением // Мир образования - образование в мире. - 2020. - N 3. - С. 26-33.
6. Ениколопов, С. Н. Агрессия в обыденной жизни / С. Н. Ениколопов, Ю. М. Кузнецова, Н. В. Чудова. - Москва: РОССПЭН, 2014
7. Змановская, Е. В Девиантология: учебное пособие / Е.В. Змановская. -М.: Издательский центр «Академия», 2013.С.56
8. Кабачков, В. А. Профилактика наркомании средствами физической культуры и спорта: учебное пособие / В. А. Кабачков, В. А. Куренцов, Э. А. Зюрин. - М.: Академия, 2020.
9. Калинина, Т. В. Профилактика девиантного поведения подростков / Т. В. Калинина // Феноменология и профилактика девиантного поведения: Материалы IV Всероссийской с международным участием научно¬практической конференции: В 2 т. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2010. - Т. 2. - С. 61-64.
10. Карпенко, А. Л. Психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях // Воспитание школьников. - 2020. - N 2. - С. 35-39.
11. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст] / В.П. Кащенко - 2-е изд. - М.: Академия, 2000.
12. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. - М., 2021.
13. Ковальчук, М.А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М., 2018.
14. Комер, Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики / Р. Комер. - СПб., 2002.
15. Комлев, Ю.Ю. Теории девиантного поведения: учебное пособие / Ю.Ю. Комлев. - СПб., 2014.
16. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: диагностика, профилактика, коррекция: учебное пособие / В.Т. Кондрашенко, С.А. Игумнов. - Минск: Аверсэв, 2004.
17. Краснова, В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе: учебное пособие / В.Г. Кравнова. - Волгоград, 2004.
18. Ощепков, А. А. Подростки, склонные к суицидальному поведению: взаимосвязь ценностных ориентаций и социальных установок // Альма- матер. - 2020. - N 8. - С. 52-57
19. Першина, А. В. Профилактика девиантного поведения молодежи через организацию волонтерской деятельности // Молодой ученый. - 2016. - №27. - С. 796-798.
20. Рождественская, Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков: учебное пособие/ Н.А. Рождественская. - М. 2020.
21. Романникова, М. В. Проблема табакокурения в подростковой среде: возможные пути решения // Воспитание школьников. - 2020. - N 3. - С. 36¬39.
22. Руденский, Е.В. Психология ненормативного развития личности [Текст] / Е.В. Руденский. - Новосибирск, 2000.
23. Сайт ГБУ ЦПСиД "Семья» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://мойсемейныйцентр.москва/our-centers/semiya/
24. Сидоров, Н. Р. Девиантное поведение несовершеннолетних и принципы системного противодействия ему // Школьные технологии. - 2014. - N 1. - С. 88-91.
25. Синяги, Ю. В. Детский суицид: анализ состояния профилактической работы в образовательных организациях России / Ю. В. Синягин, Н. В. Сероштанова // Мир психологии. - 2020.
26. Созонов, В. П. Анатомия девиантного поведения // Народное образование. - 2020. - N 6. - С. 171-182.
27. Солотина, Е. В. Психология девиантного поведения: учебно-методическое пособие / Е.В. Солотина. - Тамбов, 2014
28. Суслова, И. А. Методические рекомендации для педагогов- психологов образовательных учреждений по работе с детьми «группы риска» // Методист. - 2020. - N 1. - С. 47-56.
29. Устав молодежного движения «Российский спортивный союз молодежи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rosmolsport.ru/ustav
30. Фоминова, А. Н. Трудные жизненные ситуации: как их воспринимают подростки и чем могут помочь взрослые / А. Н. Фоминова // Народное образование. - 2020. - N 6. - С. 186-192.
31. Хуснутдинова, З А. Проблемы формирования аддиктивного поведения в подростковой среде // Социологические исследования. - 2020. - N 6. - С. 86-90.
32. Черняева, И. А. Профилактика семейного неблагополучия // Социальная работа. - 2020. - N 5. - С. 53-57.